Page loading...

Выход из тупика

Наверное, всем известно, какая существует разница между астрономией и астрологией. И эту разницу мы все больше начинаем ощущать по мере накопления новой объективной информации. Земля — шар, так думал и Птолемей, и Коперник, но у них было разное представление о роли Земли среди планет Солнечной системы.

Почему же мы сегодня придерживаемся взглядов Коперника, а не Птолемея? Все решает накопленная на данный момент научная информация. Когда я рассматриваю вопрос о разнице между Церковью (или религией) и сектами или новыми религиозными движениями, мне кажется порой, что он похож на вопрос о разнице между астрономией и астрологией, химией и алхимией.

В моей голове решение этого вопроса складывается довольно быстро и просто. А в жизни?

Что такое секта?

Слово «секта» имеет латинские корни, но мнения этимологов по поводу того, от какого слова оно происходит, различны. Одни считают, что это слово произошло от глагола sequor (следовать за кем-либо), а другие — что оно связано с глаголом secare (отделять что-либо от чего-либо).

Если сейчас отнести этимологические размышления к реальной секте в религиозном смысле, окажется, что в ней объединяются оба значения. Любая секта появляется тогда, когда какой-либо человек не доволен традиционной религией (ее доктринальными и нравственными принципами, религиозной властью или поведением членов религиозной общины). Уходя из общины, он увлекает за собой нескольких своих сторонников. Он убежден в своей правоте, обвиняя религию, «которая потеряла истину». Его группа монополизирует истину и ведет «борьбу за спасение душ» и за уничтожение религии, «которая стала орудием дьявола и местом проклятия». Лидер секты часто обладает сильным характером и почти гипнотическим влиянием на людей. Он этим пользуется и командует своими сторонниками, ставя перед ними задачи и строго отчитывая за невыполнение их. Эти задачи заключаются не только в участии на собраниях и в вербовке новых членов, но и в материальном обеспечении секты. Вымогательства серьезны, а результаты — плачевны.

В секту вступают прежде всего люди, совершенно не имеющие представления о религии или недовольные своей традиционной религией, как правило, при этом они создают для себя нереальные представления об этой религии. Они мечтают об уюте и тепле общины и ожидают безоговорочной помощи. Все это сосредоточено на собственном эгоистичном «Я». Такое понимание является ложным, так как человек должен вступать в Церковь для преображения своего «Я».

Лидеры сект способны буквально околдовать тех, кто к ним приходит. Нередко секты имеют тайный характер с постепенным введением кандидата в общину. Такой подход очень нравится молодым людям. Кроме того, знакомство с сектой бывает необыкновенно приятным. Во время первой встречи делается все, чтобы у вступающего в секту остались воспоминания тепла, братства и гостеприимства.

Во многих сектах привлекательным аргументом является учение о приближающемся конце света. Однако самым главным будет всегда одно: «Только мы правы, только у нас истина и спасение». (…)

Происхождение сект

Секты появлялись и появляются во всех религиях мира как своеобразные мутации религий. (…) Секты бывают разные и носят как христианский, так и нехристианский характер.

Бывают также смешанные секты, объединяющие в себе христианские и нехристианские традиции. Самый яркий пример смешанной секты — это секта Муна. (…)

Характерные свойства сект

Согласно современным исследованиям, таких характерных черт пять:

Сотериологический эксклюзивизм. Эти трудные слова означают простую истину: все секты и их приверженцы твердо убеждены, что исключительно они держат монополию на истину веры и на вечное спасение. Остальных они считают людьми заблуждения и вечной гибели.

Изоляционизм. Под этим словом подразумевается явление, когда сектанты разрывают все контакты с людьми, которые не принимают их веру и образ жизни, считая, что все они испорчены и злы. Сами же они готовы покинуть свою семью, чтобы отдать свое время, свои доходы и самих себя секте.

Волюнтаризм. Он обозначает давление (доминирование) руководителей секты на рядовых членов, требование, чтобы члены и кандидаты поступали согласно правилам секты или новых религиозных движений и провозглашали их. От них требуется участие в продолжительных занятиях, цель которых — полное преобразование взглядов и абсолютное подчинение руководству, что практически обозначает лишение человеческой свободы членов секты или новых религиозных движений.

Субординация — подчинение старшему по чину. Каждый член секты должен быть готовым в любой момент исполнить приказ. Люди в сектах практически всегда заняты и лишены свободного времени. Независимо от профессиональных занятий, они должны распространять литературу, посещать людей, беседовать с ними с целью привлечения в секту.

Фанатизм. Его смысл вытекает из убеждения в том, что секта обладает полнотой веры и спасения. Поэтому сектанты не способны проводить диалог и с терпимостью относиться к другим религиозным взглядам. Они постоянно находятся в состоянии войны со всеми религиями, «которые не имеют истины и спасения».

Деструктивная роль сект

Любая секта играет две отрицательные роли. Во-первых, она разрушает традиционную религию, от которой произошла. Неправильное учение о вере и нравственности, агитационная деятельность и воинствующее отношение к любой религии являются угрозой для нее, а также для Церкви в целом.

Во-вторых, сектантство приводит к разрушению человеческой личности, брака, семьи, единства народов и Церкви. Эта тема требует внимательного отношения со стороны ученых, психологов, психиатров, юристов, социологов и теологов.

Возникает очень тонкий вопрос: как отличить Церковь от секты и сектантство от религии? Исторический опыт показывает, что Церковь не изменяет заложенной в ней истине и нравственности, а человека, искренне живущего в ней, совершенствует и освящает. Секта, наоборот, является отклонением от принципов, принятых Церковью, поэтому ее влияние на человека не может быть положительным. (…)

Все религии (не только христианство) постоянно направляют человека на общение с Богом, независимо от того, каким именем они его называют, а также дают человеку правильные, хотя и не всегда полные ответы на вопросы о смысле человеческого существования и о вечном спасении. Во всех религиях контакт с Богом осуществляется посредством молитвы и созерцания. Все они пользуются определенным ритуалом и обрядом для выражения преклонения, прошения, покаяния перед Всевышним. Поэтому Церковь считает, что в любой религии находятся семена добра, а появившиеся в них ответвления — секты — не могут быть названы религией, как раковая опухоль не может быть признаком здоровья. (…)

Отношение Церкви к сектам

(…) Признавая естественные права человека (свобода слова и совести, право на жизнь, право на создание семьи), Церковь согласна с принятой ООН в 1948 году «Декларацией прав человека». Также в своих документах она признает право каждого человека на свободу, в том числе и религиозную. Это означает, что Церковь не будет настаивать на том, что христианство — единственная религия в мире. С другой стороны, она точно определяет свою отрицательную позицию по отношению к сектам, считая, что они имеют деструктивный характер. В них нарушаются права человека, превращая человека в раба. Такое положение можно проиллюстрировать следующим примером: некоторые лидеры сект сами определяют супружеские пары, лишая человека права на выбор партнера. Во многих современных сектах людей обманывают: когда они покидают секту, оказывается, что они материально и духовно ограблены. (…)

Что в наше время помогает распространяться сектам в христианстве?

Когда-то проникновения сектантов в христианство было продиктовано исторической близостью их к греческому язычеству, а также к иудаизму. Увлечения гностикой и мистериями отвлекали людей от истинного христианства. (…) В наше время почву для сектантов создают равнодушные в религиозном плане люди, а также люди, разочаровавшиеся несовершенством своих традиционных религий. Человек ищет новизны и под влиянием средств массовой информации уверен, что он может сам себе выбирать нормы поведения и взгляды на жизнь. Часто он легко подчиняется личностям с сильным характером.

В определенной мере причиной того, что люди уходят из Церкви в секты, является поведение христиан и их образ жизни, не соответствующий Евангелию. Человек, ищущий высокие идеалы, автоматически отождествляет таких христиан с Церковью и начинает думать, что официальное христианство потеряло свою силу и что он не найдет в нем того, что ищет.

Дорогие читатели! Мне очень хотелось бы помочь вам, как христианам, быть людьми, преданными своей Церкви, людьми, не забывающими при этом о диалоге и о постоянном углублении своих знаний Священного Писания, цитатами из которого довольно часто пользуются сектанты. Надеюсь, что под влиянием этой статьи мы все попробуем как бы со стороны посмотреть на свою христианскую жизнь, ибо она бывает иногда для ближних возмущением и даже толчком к тому, чтобы покинуть Церковь.

О. Игнатий Павлусь SDS. По материалам книг
М. Малербе «Религия человечества» и В. Дежи,
А. Посацкого, С. Пышки «Отношение к сектам»

    
Дорогой посетитель!
Молодежный католический журнал «Любите друг друга» является дайджестом польского журнала «Miłujcie się», который издается Обществом Христа SChr в г. Познани.
В этом издании Вы, молодой человек, сможете найти ответы на многие интересующие Вас вопросы.
С нетерпением ждем от Вас отзывов и предложений, а также приглашаем Вас к сотрудничеству.
>>> О нас - RUS ENG POL DEU <<<
 
    
ПОИСК

ОБНОВЛЕНИЯ

20.07.2005 - Добавлен новый (шестой) номер. Всего на сайте уже 185 статей.
21.09.2004 - Добавлен новый (пятый) номер.
16.07.2002 - Добавлен новый (четвертый) номер.
13.04.2002 - Добавлен архивный номер, исправлена нумерация, добавлены еще не вышедшие в печать статьи.
20.02.2002 - Добавлены две новые статьи
19.02.2002 - Открылся наш сайт

Наши в байнете


       Любите друг друга 

Rating All.BY