Page loading...

Супружеская клятва

Что означает клятва супружеской верности?

Катехизис Католической Церкви (ККЦ, 1646) учит:

«Супружеская любовь по своей природе требует от супругов нерушимой верности. Это — следствие обоюдного дарования себя, которое совершают супруги. Любовь должна быть постоянной. Она не может быть «временной». Этот глубокий союз и обоюдный дар двух личностей не менее, чем благо детей, требует полной верности супругов и нерасторжимости их единства».

Верность — это естественное выражение настоящей любви и дружбы. Все народы ценят её, хоть встречаются люди, не хранящие верности. В дословном значении она выражается в том, что мы не предпринимаем половых контактов с третьим лицом. Такие контакты наносят большую обиду супругу, и поэтому называются супружеской изменой. Верность подтверждает и выражает любовь к супругу и уважение к половой жизни, которая лишь в браке может стать проявлением настоящей любви. Вне брака она полна лжи, так как не является настоящим благом человека, который становится лишь сексуальным партнёром.

В более широком смысле верность выражается во всём, что служит для развития супружеской любви и семейной жизни. То есть измена может заключатся не в половой жизни, а в отсутствии уважения к человеческим потребностям супруга.

Папа Павел VI так пишет о супружеской верности:

«Даже если эта супружеская верность неоднократно сталкивается со сложностями, никому нельзя считать её недостижимой; наоборот, она всегда благородна. Примеры многочисленных супружеских пар на протяжении столетий доказывают, что любовь не только соответствует природе брака, но и является источником, из которого исходит глубокое и постоянное счастье» (Humanae vitae, 9).

Клятвой верности супруги берут на себя обязательство соблюдать заповедь «Не прелюбодействуй», которая означает запрещение половых связей, даже мимолётных, с кем-либо, кроме супруга. Христос говорит об этом так: «Кто разведётся с женою и женится на другой, тот прелюбодействует... и если жена разведётся с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» ( ср. Мк 10, 11-12).

Шестая заповедь в широком смысле охватывает также другие вопросы сексуальной этики, так как всякий моральный беспорядок в этой области разрушает ценность брака, а именно эту ценность охраняет заповедь «Не прелюбодействуй».

К чему обязывает супругов торжественная клятва супружеской честности?

Честностью называют праведность, добросовестное отношение к своим поступкам. Клятва супружеской честности касается честности в половой жизни, составляющей сущность брачного союза. В ней должно проявляться уважение к супругу, к его потребностям, желаниям и проблемам. С другой стороны, супруги обещают друг другу заботиться о сохранности морального порядка. Об этом пишет Папа римский Павел VI (Humanae vitae, 13):

«Следует обращать внимание на тот факт, что половая жизнь, навязанная супругу без учёта его состояния и обоснованных желаний, не представляет собой акта любви, и поэтому противоречит требованиям морального порядка во взаимосвязях супругов».

Ни муж, ни жена не должны принуждать супруга к половой близости, а также не должны отказывать друг другу в ней без серьёзных причин. Все супружеские пары стремятся к естественной близости, то есть нормальной половой жизни, потому что только она может привести к полному одарению супругов друг другом без недомолвок и исключений. Это абсолютно всеобщее стремление выражает глубокую потребность человека и соответствует моральному порядку, установленному Богом, — Создателем и Отцом.

Супруги имеют постоянное, непрерывное право на проявление любви друг к другу в половой близости. Они имеют также право воздерживаться от неё при обоюдном согласии, согласно учению святого апостола Павла:

«Муж оказывает жене своей должное расположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе» (ср. 1 Кор 7, 3-5).

Право на временное воздержание даёт супругам возможность планировать зачатия, сохраняя супружескую честность. Если у супругов имеются веские причины, чтобы в данное время не дать начало новой жизни, они могут воздержаться от половой близости в дни, когда жена может забеременеть. Такое планирование зачатий — проявление честности по отношению друг к другу.

Супружеская честность нарушается при прерванном половом акте, а также при использовании мужем или женой каких-либо противозачаточных средств.

Таким образом, давая клятву супружеской честности, супруги обещают друг другу, что их половая близость не нарушит морального порядка, что в ней они с уважением отнесутся к человеческому достоинству друг друга, и, с другой стороны, она будет нормальной, тем более, что это отвечает их глубочайшим потребностям.

Что означают слова: «и не покину тебя до самой смерти»?

«Любовь супругов требует, по самой своей природе, единства и нерасторжимости созданного ими личностного сообщества, охватывающего всю их жизнь... Для брака существенны единство, нерасторжимость и открытость плодоношению» (ККЦ, 1644 и 1664). Брак определяет глубочайшая общность жизни и любви. Забота о благе человека, которому мы клянёмся в любви, требует оставаться с ним в хороших и плохих условиях, помогают в этом обстоятельства или нет.

Святой апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив её муж; если же муж её умрёт, свободна выйти замуж, за кого хочет, только в Господе» (ср. 1 Кор 7, 39).

Эти слова относятся к неразрывности брачного союза. Действительный и законный брак может быть разделён лишь смертью одного из супругов (Кодекс Канонического Права, Каноны 1134 и 1141). «Второй брак, заключаемый разведённым при жизни законного супруга, противоречит замыслу Бога и Его Закону, о котором учил Христос» (ККЦ, 1665).

Почему в Католической Церкви нет разводов?

В Католической Церкви нет разводов, потому что брак нерасторжим. Брак представляет и воплощает тайну неразрывной связи Христа в Церковью. В письме к Ефесянам святой апостол Павел пишет:

«Повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (ср. Еф 5, 21-23).

«Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (ср. Еф 5, 25).

«Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя» (ср. Еф 5, 28).

«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (ср. Еф 5, 31-33).

(Из книги «Они уже не двое, но одна плоть»
К. Майсснер OSB, Б. Сушка).

    
Дорогой посетитель!
Молодежный католический журнал «Любите друг друга» является дайджестом польского журнала «Miłujcie się», который издается Обществом Христа SChr в г. Познани.
В этом издании Вы, молодой человек, сможете найти ответы на многие интересующие Вас вопросы.
С нетерпением ждем от Вас отзывов и предложений, а также приглашаем Вас к сотрудничеству.
>>> О нас - RUS ENG POL DEU <<<
 
СОДЕРЖАНИЕ
    
ПОИСК

ОБНОВЛЕНИЯ

20.07.2005 - Добавлен новый (шестой) номер. Всего на сайте уже 185 статей.
21.09.2004 - Добавлен новый (пятый) номер.
16.07.2002 - Добавлен новый (четвертый) номер.
13.04.2002 - Добавлен архивный номер, исправлена нумерация, добавлены еще не вышедшие в печать статьи.
20.02.2002 - Добавлены две новые статьи
19.02.2002 - Открылся наш сайт

Наши в байнете


Таинство брака — это не магический обряд, гарантирующий счастье. Это выражение воли мужчины и женщины совместно строить семью. Произнося слова супружеской клятвы перед свидетелями, священником и Богом, двое людей берут на себя определённые обязательства.

«Я, (имя), беру тебя (имя) в жёны (мужья) и обещаю тебе сохранять любовь, верность и супружескую честность, а также, что не оставлю тебя до самой смерти. Пусть в этом мне поможет Господь, Бог Всемогущий, в Троице единый, и все святые».

       Любите друг друга 

Rating All.BY